О нарушении правил проведения торгов по реализации прав аренды земельных участков Печать E-mail
Обзоры судебной практики - Обзоры судебной практики

Обзор судебной практики по рассмотрению споров, связанных с нарушением правил проведения торгов по реализации прав аренды земельных участков и участков лесного фонда

Утвержден Постановлением Президиума Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2011 г.

 

1. Предоставление уполномоченным органом по результатам конкурса одного и того же лесного участка в аренду нескольким лицам для использования его в различных целях не противоречит нормам лесного законодательства.

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и индивидуальному предпринимателю о признании недействительным договора аренды лесного участка и обязании Управления Федеральной регистрационной службы исключить запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Решением суда заявленные требования удовлетворены в части.

Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции решение суда отменено ввиду следующего.

Согласно ст. ст. 24, 25 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов для установленных Лесным кодексом видов использования лесов.

В силу п. 2 ст. 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

На основании протокола 2005 года о результатах лесного конкурса между лесхозом и обществом с ограниченной ответственностью заключен договор аренды участков лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Боровского лесхоза, Тишневского лесничества, Балабановского лесничества, для заготовки древесины по мягколиственному и хвойному хозяйству сроком на 49 лет со дня государственной регистрации данного Договора.

Договор прошел процедуру государственной регистрации в УФРС.

Площадь, границы и перечень лесных участков определены в приложении N 1 к Договору, в которое вошел, в том числе спорные выделы в квартале N 46 на территории Тишневского участкового лесничества.

Во исполнение Федерального закона РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200.

В соответствии с нормами Вводного закона между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) в 2008

году заключен новый договор аренды вышеуказанного лесного участка для осуществления заготовки древесины.

В то же время в 2008 году между Управлением лесами (арендодателем) и индивидуальным предпринимателем (арендатор) также заключен договор аренды лесного участка спорных выделов в квартале N 46 на территории Тишневского участкового лесничества, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет с даты государственной регистрации.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил определено, что предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор аренды участка леса должен содержать следующие существенные условия: сведения о лесном участке, срок договора, виды разрешенного использования лесов, расположенных на лесном участке, размер арендной платы, объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.

Как следует из материалов дела, спорный договор аренды заключен с Предпринимателем на основании протокола от 10.07.2008 N 159 по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.

Сведения об аукционе были опубликованы в установленном Лесным кодексом порядке.

Материалами дела подтверждено, что ранее данный лесной участок для целей рекреационной деятельности не предоставлялся.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае порядок предоставления лесного участка не нарушен, форма и содержание оспариваемого договора соблюдены. Доказательств обратного истцом суду не представлено.

Таким образом, Общество и Предприниматель одновременно осуществляют предусмотренные договорами разные виды деятельности в квартале 46, выделы 5, 6, 7, 26.

Пунктом 9 Правил установлено, что размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу п. п. 2, 3 ст. 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Аналогичные нормы установлены и в разделе II договора аренды лесного участка, заключенного с ООО, из которого следует, что размер арендной платы напрямую не зависит от площади участка, а рассчитывается исходя из объема изъятия лесных ресурсов.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Пунктом 7 договора аренды лесного участка, предоставленного предпринимателю для рекреационной деятельности, предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из указанного следует, что в данном случае владение обоими арендаторами одним и тем же лесным участком не ущемляет права последних по отношению друг к другу, поскольку ими используются различные полезные свойства предоставленного в аренду лесного участка.

Материалами дела не подтверждено, что рекреационная деятельность Предпринимателя ущемляет права Общества на вырубку.

Таким образом, действия Управления лесами по выставлению на аукцион права на заключение договора аренды для целей осуществления на спорном лесном участке рекреационной деятельности были регламентированы Правилами подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (в редакции от 17.11.2007), нормы которых определяют порядок заключения договора аренды по результатам аукциона и не содержат прямого запрета передачи в аренду одного и того же лесного участка разным арендаторам для разных видов лесопользования.

Поскольку, исходя из принципов гражданского права «все, что не запрещено законом - разрешено», пределы осуществления прав установлены лишь нормами ст. 10 ГК РФ, при этом ни нормы Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положения иных нормативных актов не содержат императивного запрета на предоставление участков лесного фонда нескольким арендаторам для разных целей использования, то для оспаривания заключенного договора аренды лесного участка ООО должно было доказать, что оспариваемый договор препятствует Обществу в реализации его прав и ущемляет его законом установленные интересы.

В этой связи суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым договором и оснований для удовлетворения исковых требований Общества не имеется.

Более того, диспозиция статьи 168 ГК РФ определяет, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу требований п. п. 8, 22 Правил условия договора аренды лесного участка должны содержать сведения об обременении, ограничении использования лесного участка.

При заключении договора арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

При таких обстоятельствах нормы Лесного законодательства устанавливают иные последствия несоблюдения порядка заключения договора аренды лесного участка.

Суд кассационной инстанции считает также необходимым отметить следующее.

Исходя из системного толкования норм ст. ст. 24, 25, 72, 74, 78, 79 Лесного кодекса РФ, Приказа МПР РФ от 04.10.2007 N 258 «Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» и «Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, лесной участок может быть предоставлен для одной или нескольких целей использования лесов посредством заключения договора по результатам проведения аукциона (исключения установлены лишь для случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 74 ЛК РФ и п. 4 Правил), при этом цель использования лесов является существенным условием для договоров данного вида.

Соответственно, ООО реализовав свое право на перезаключение договора аренды в установленных целях использования лесного участка - для заготовки древесины, приобрести в пользование лесной участок (часть участка) для другой цели могло лишь на общих основаниях, то есть с определением условий договора аренды по результатам аукциона, и могло участвовать в аукционе по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.

(А23-881/09Г-17-88; А23-2555/09Г-17-142)

 

2. Заключение договоров аренды лесного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 43 – 45 Лесного кодекса РФ, осуществляется исключительно посредством проведения торгов (на конкурсной основе). При этом начальная цена за единицу аукциона формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.

Определение размера арендной платы при приведении договоров аренды, заключенных по результатам лесного конкурса до вступления в действие положений Лесного кодекса РФ 2007 года, в соответствие с указанным кодексом, на основании методики расчета арендной платы, определенной ранее заключенным договором, не противоречит требованиям лесного законодательства.

Ссылаясь на то, что размер арендной платы за лесной участок должен определяться в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса РФ, по минимальным ставкам арендной платы, установленным для федерального бюджета, а размер арендной платы, установленный в приложении к договору аренды, заключенному в целях приведения ранее заключенного договора аренды леса, в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации (2007 г.), в части превышения минимальных ставок арендной платы, установленных на федеральном уровне, и подлежащей зачислению в бюджет области является незаконным, общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Оставляя указанное решение суда без изменения, суд кассационной инстанции исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (ч. 2).

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (ч. 3).

 
« Пред.   След. »

Список всех товаров


Поиск
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Дополнительное меню